НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ
САЙТ ГАЗЕТЫ
СОЛНЕЧНОГОРСКОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
СЕНЕЖ Регистрация фирм и ПБОЮЛ 495 6053422
ОБНОВЛЕНО 31 октября 2008 года
спонсор поиска поиск  
     
НОВОСТИ
Областные
Местные
ГАЗЕТА
Официально
Общество
Спорт
Закон и порядок
Городская орбита
Подмосковье
Культура
Здоровье
Вестник поселений
Светоч
До 16 и старше
Все разделы
Завтрашний день солнечногорских школ
ФОТО: Нина Степанюк
Всех нас волнуют школьные проблемы, кого-то в большей степени, кого-то в меньшей. Сначала ЕГЭ, теперь вот профильное обучение. Что послужило толчком к этому — необходимость времени или дань моде? Основная причина — необходимость времени. Ведь с 2003 года в ряде регионов России успешно проводится эксперимент по введению в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения в 10-11-х. А со следующего учебного года на профильное обучение перейдут и многие школы нашего района.
О нормативно-правовом, методическом и организационном обеспечении образовательных учреждений в условиях перехода на предпрофильную подготовку, профильное обучение и работу по индивидуальным учебным планам шла речь 5 и 6 апреля на выездном педагогическом семинаре, организованном на базе пансионата «Орлово» Клинского района комитетом по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района.
Что нам даст
новая система образования?
К сожалению, многие выпускники основной школы пребывают в неопределенном положении, решая вопросы дальнейшего жизненного пути. У многих из них меняются (повышаются или понижаются) притязания на определенное положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Все это вызывает необходимость организовать образовательную систему, учитывая новые социально-экономические реалии.
О проекте программы развития основных направлений такой вот системы в нашем районе участникам семинара рассказала председатель комитета по народному образованию Татьяна Грабарник.
Основное отличие будущей программы от той, что существует - соответствие сегодняшнему дню. Новая программа, в разработке которой примут участие разные научные организации, должна устраивать и учащихся, и их родителей, и педагогов, и быть готова к августу. Как следствие этой программы – измененная система образования в нашем районе: целостная, развивающаяся и открытая. «Мы за то, чтобы образовательные учреждения финансово работали самостоятельно, за то, чтобы у нас появились автономные учебные заведения, но при очень строгом контроле со стороны комитета по народному образованию. Контроле – за результативностью, то есть за качеством знаний», - подчеркнула Т.Грабарник. Ведь одной из главных задач системы как раз является обеспечение гарантий доступного качественного образования.
Однако за образовательным процессом нельзя забывать и о внешкольном воспитании учащихся. Школа должна стать его центром, особенно если рядом нет никаких учреждений дополнительного образования. К сожалению, сейчас дети все чаще предоставлены улице, где проводят большую часть свободного времени. На этом фоне положительным примером можно назвать Луневскую среднюю школу (директор Надежда Тютина), где спортивный зал открыт для всех учащихся и работает до самого вечера.
Школа – участник муниципальных экспериментов
Чтобы идти в ногу со временем, считает председатель комитета по народному образованию, школа должна постоянно развиваться, не бояться участвовать в экспериментах. И такие школы в районе есть.
МОУ «Ржавская средняя общеобразовательная школа» в этом году стала  победителем конкурса «Лучшая школа Солнечногорья» по тематике «Школа – социальный культурный центр поселка». В этом  направлении школа работает уже четвертый год подряд. Суть его заключается в том, что вся общественная жизнь поселка сосредоточена  в стенах школы. Она не только является местом проведения разных мероприятий, но и участвует в их организации, вовлекая в этот процесс и администрацию поселка, и учащихся, и их родителей.
- Я всегда работала на селе, - говорит  директор школы Светлана Семенцова, - и хорошо знаю, что здесь нельзя отрывать детей от родителей, а родителей от детей. Нельзя отделять организации, с которыми мы тесно связаны.
Еще одна школа района – Алабушевская - начинает работать в направлении  поликультурного воспитания.
- У нас обучаются дети восьми национальностей, - рассказывает директор школы
Марита Бурмистрова, - и наша цель объединить их, помочь адаптироваться на новом месте, научить уважать друг друга, при этом, воспитывая так, чтобы ребята не забывали свою культуру, обычаи, свой язык.
Профильное обучение
и его варианты
Введение профильного обучения в той или иной школе – это не приказ сверху, не воля директора, который в данном случае является лишь организатором процесса. Это желание ребенка и его родителей. Набрали группу учащихся, желающих перейти на профильное обучение, значит, оно здесь будет. Поэтому уже сейчас педагоги проводят опрос учеников и родителей, и на его основе будут вводить те или иные профильные предметы. А поскольку в одной школе невозможно собрать целый класс физиков или, например, историков, то в этом случае будет рассматриваться вариант обучения по индивидуальной программе.
Это система, которая позволит каждому ученику сформировать свой личный учебный план. Затем уже школа корректирует планы по группам и запускает профильное обучение.
О такой работе по индивидуальным учебным планам в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение рассказала гость семинара доктор педагогических наук Светлана Семенина. Кроме того, она подробно рассмотрела вопрос экспертизы элективных курсов (курсов по выбору) в системе профильного обучения.    Именно элективные курсы в настоящее время приобретают особое значение на этапе предпрофильной подготовки (9-й класс), так как учитель должен провести своеобразную «презентацию», представление своего предмета, чтобы учащиеся осознанно подошли к выбору того или иного профиля обучения в 10-11 классах.
После чего участникам семинара была предложена организационно-деятельностная игра по этой теме. В течение 10-15 минут каждая из десяти рабочих групп-экспертов провела анализ элективной программы, по которой педагоги будут работать со старшеклассниками.
Среди рассмотренных программ были: «Биология для сельского хозяйства», «Мое родное Подмосковье», «Народные промыслы в Подмосковье» и другие. В них оценивались новизна, актуальность, региональные особенности, творческий подход к теме и многие другие аспекты.
Учитель учится
и учит

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда в условиях рыночной экономики, выпускнику школы придется, видимо, не раз менять место работы, овладевать новой специальностью. Для этого образование в большей степени должно стать личностно ориентированным, больше учитывать интересы и потребности учащихся, их профессиональные намерения.
Содержательный доклад о нормативно-правовом обеспечении предпрофильной подготовки и профильного обучения сделала заместитель председателя комитета по народному образованию Валерия Андреева. Она сообщила, что профильное обучение – это обеспечение выбора и индивидуальности обучающего процесса, усиление его прагматической направленности. То, что полезно для жизненной перспективы, можно получить хотя бы отчасти и в стенах родной школы.
Помимо профильного обучения для учащихся по-прежнему сохраняется возможность обучения в непрофильных, универсальных классах и школах. Об этом должны знать и педагоги, и учащиеся, и их родители.
Елена Береговая, директор учебно-методического центра, поделилась своими мыслями о том, что сегодня общеобразовательная школа должна не только обеспечивать овладение учащимися определенной суммой знаний, но и научить их самостоятельно приобретать знания, обновлять их запас на протяжении всей жизни. В этом образовательным учреждениям должен помочь переход на новый вариант базисного учебного плана, рекомендованный Министерством образования России еще в 2004 году…
Об основных направлениях деятельности центра в условиях инновационной и экспериментальной работы рассказала заместитель директора УМЦ Марина Тараканова.
И снова практическое занятие. На этот раз по теме «Организация работы по индивидуальным учебным планам в условиях перехода на профильное обучение». Председатель комитета по народному образованию Татьяна Грабарник пригласила руководителей образовательных учреждений к творческому поиску в реализации профильного обучения, в котором свой путь должна выбрать каждая школа, каждый педагог и каждый ученик.
Завершился семинар обменом мнениями. Участники дали высокую оценку уровню его подготовки и проведения.

В перерывах между занятиями мы задали несколько вопросов непосредственному организатору семинара, председателю комитета по народному образованию Татьяне Грабарник.
- Профильное обучение, о котором сейчас столько говорят, - это что-то совершенно новое для нашего района?
- Конечно, нет. Зачатки профобразования у нас были и раньше. Например, лицей №8 сотрудничает с МИЭТ, лицей №1 – с МАДИ. Но вот системной работы  в этом направлении и, главное, вывода ее на законодательную основу нет. В результате возникли проблемы, которые сейчас надо решать.
- Как будет строиться это обучение?
- Мы планируем создать сетевое взаимодействие, когда школа на договорных началах сотрудничает со всевозможными учреждениями. Например, школа связана с институтом культуры, но не имеет возможности преподавать у себя вокал и танцы. Тогда в цепочку школа-вуз включается дом творчества, где эти профильные дисциплины существуют.
Для нас  принципиально важно, чтобы директора школ поняли, что одной из их главных задач является устройство детей в будущем. Не в прямом смысле взять ученика за руку и привести на завод, а сделать так, чтобы у него появилась возможность подготовиться к будущей профессии.
Не стоит это путать с профориентацией. Профильное обучение —  обучение предмету, то есть всего лишь средство для индивидуального развития ребенка, способное дать ему возможность стать успешным по жизни.
- Какие классы перейдут на предпрофильную подготовку и профильное обучение в новом учебном году?
- Изначально планировалось ввести только предпрофильную подготовку  для учащихся 8-9-х классов и работать с ними по следующей системе: учебный план и к нему большое количество элективных курсов. В процессе обучения ребенок должен для себя определить, какой профиль он выберет на следующий год. Либо пойдет в физмат, либо ему нужна только химия или, например, информатика. И в конце учебного года  опять-таки формируется профильное обучение. Но, учитывая крупицы наработанного опыта и сложившиеся связи с некоторыми вузами, мы решили все-таки ввести  в новом  учебном году и профильное обучение в 10-х классах.
АВТОР: Нина СТЕПАНЮК, Владимир СЕМЕНОВ
ОПУБЛИКОВАНО: 13 апреля 2007 года
Другие статьи раздела
ПАМЯТЬ
Еще одно знаменитое место нашей воинской славы – у нас в Подмосковье под Волоколамском, у разъезда Дубосеково. Именно отсюда, в рамках празднования первой нашей победы в Великой Отечественной войне, начался художественно- патриотический рейд, посвященный 65-летию разгрома немецко-фашистских армий на подступах к столице.

СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ
После окончания боевых действий в Чеченской республике остались 42-я дивизия Министерства обороны и 46-я дивизия особого назначения внутренних войск. Губернатором Московской области Борисом Громовым было принято решение об оказании шефской помощи этим двум соединениям. Солнечногорский район не остался в стороне, взяв под свой контроль отдельную авиационную эскадрилью особого назначения.

КУЛЬТУРА
22 ноября в подмосковном пансионате «Левково» прошла церемония награждения победителей областного смотра конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации реализации приоритетных национальных проектов.

 О проекте | Работа | Контакты | Copyright 
 
141500 г.Солнечногорск, ул. Советская, д.2 Тел./факс: (22) 61-12-61, (095) 994-12-61 E-mail: senezh2001@mail.ru © «Солнечногорское информагентство»