НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ
САЙТ ГАЗЕТЫ
СОЛНЕЧНОГОРСКОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
СЕНЕЖ Регистрация фирм и ПБОЮЛ 495 6053422
ОБНОВЛЕНО 31 октября 2008 года
спонсор поиска поиск  
     
НОВОСТИ
Областные
Местные
ГАЗЕТА
Официально
Общество
Спорт
Закон и порядок
Городская орбита
Подмосковье
Культура
Здоровье
Вестник поселений
Светоч
До 16 и старше
Все разделы
«Остров» под крылом «Золотого орла»
В прошедшую субботу состоялось награждение наиболее примечательных российских фильмов 2006 года премией Российской киноакадемии «Золотой орел». Фильм Павла Лунгина «Остров» был признан победителем сразу по нескольким номинациям. Тут и лучшая режиссура (Павел Лунгин), и две актерские работы (Петр Мамонов, Виктор Сухоруков), и наиболее интересный сценарий (Дмитрий Соболев) и т.д. Одним словом, полное признание. Так что же произошло — фильм этот действительно некий прорыв в новом российском кинематограе или очередной «калиф на час»?
…На первых курсах сценарного факультета ВГИКа есть такое учебное задание: будущим кинодраматургам показывают какой-нибудь хороший, но неизвестный им фильм. Как правило, иностранный, и, прерывая его через каждые 10 минут, просят написать, что же произойдет дальше, и, главное, попытаться найти финал.
Чем-то подобным порой занимаюсь и я, сам для себя, просматривая незнакомые, но широко разрекламированные фильмы. Так было и с  «Островом».

Впечатление первое
Начало мало отличается от множества советских (а, теперь, и российских) фильмов о войне. 1942 год. Где-то на севере плывет наша баржа. На судне всего два члена экипажа: капитан и кочегар. Внезапно появляется немецкий сторожевик. Наши прячутся в куче угля, но враги находят и одного, и другого. Кочегар отчаянно трусит, молит о спасении. Капитан держится героем, перед расстрелом закуривает папиросу. Коварный немец приказывает кочегару расстрелять своего командира. Тот, спасая жизнь, стреляет в него. Командир падает за борт в студеную воду.
Немцы уплывают. Кочегар рад, что выжил, танцует на горе угля, но он недооценил коварства противника. Те взрывают баржу, на которой находится и сам кочегар. Судьба покарала предателя. Кинематографически ситуация более чем стандартная, герои напрочь ходульны. Такое в кино было-перебыло. Скука.
И все-таки не давал покоя пролог фильма, то есть те самые первые кадры, с которых он и начинается: одинокий монах плывет на остров, затем падает на землю, поросшую серебристым мхом,  и долго повторяет: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»

Впечатление второе
1976 год. Тот же остров. В кочегарке живет не то служка, не то престарелый послушник (Петр Мамонов), которому, кажется, то лишь и позволено, что топить кочегарку при монастыре.
Он как бы привратник при некоем старце отце Анатолии, к которому   обращаются люди с просьбой о помощи. Истопник уверяет их, что старец Анатолий «еще дрыхнет», и если сблаговолит, то, может, и примет страждущих. А не пожелает, то и нет.
Но уже чувствуется «за кадром» ощущение некоего несоответствия всего того, что происходит на экране, с теми мыслями, которые эти кадры пробуждают  в тебе самом. Некая разность потенциалов между экранной формой и тем, как ты все это воспринимаешь. Впрочем, и второе впечатление смазано: ты веришь в то, что этот кочегар (хотя уже знаешь, что он не кочегар, а сам и есть отец Анатолий), совершенно искренне и в системе привычной логики убеждает молодую женщину не делать аборта, поскольку ребенок – ее будущее. Но когда он говорит вдове о том, что ее пропавший без вести на войне муж жив, находится во Франции и ждет ее, опять закрадывается мысль – «дурят нашего брата». Во первых – как он может знать такое!? И, во-вторых, на дворе (по фильму) 1976 год, какой наш человек может так запросто поехать во Францию. «Опять неувязка у авторов» - откладывается на подкорке.

Впечатление третье
Вообще пересказывать сюжет фильма дело для рецензента недопустимое. И все предыдущее я поведал только для того, чтобы попытаться передать свои “вступительные” ощущения при первом просмотре фильма. Тем более, что играть в угадывание финала скоро почему-то перестал.
Именно на этом, третьем этапе просмотра (и, соответственно, проникновения в авторский замысел), начинаешь понимать, что это не сюжетный фильм. Это притча, хоть и построенная не на библейском сюжете. Ты уже вполне соотносишь этого человека, отца Анатолия, с тем кочегаром, который расстрелял своего командира, но начинаешь ощущать, что фильм не о том убийстве, не о ненормальном истопнике, а о чем-то большем. Об искуплении  вины. О покаянии. О нравственной составляющей в человеке. О состоянии души, измученной осознанием совершенного некогда страшного преступления.
Синий фильтр на камере оператора только усиливает ощущение холодности всего происходящего. Но странным образом появляется и предощущение некоего света впереди.

Впечатление четвертое
Чем глубже вникаешь в замысел авторов, тем быстрее спадают и шоры с глаз. Ты понимаешь, что именно отец Анатолий, а не прекрасный, благочестивейший и добрейший отец Филарет (Виктор Сухоруков) является нравственным центром того мира, о котором повествуют создатели фильма. Он стержень выстраданного и прощающего. Ему дано!  Это осознают все окружающие. И он несет это не как благодать, а как тяжелую ношу, ибо принимает и понимает горе другого, поскольку сам совершил ужасное!

Впечатление пятое
Такова ситуация. Человеку, убившему человека, свыше дан дар исцелять людей, помогать им в трудную минуту, предвидеть, дарить надежду. За что же так отметил его Всевышний? Неужели за совершенный когда-то смертельный грех!?
Ни в коем случае не за это. За страдания! За самое что ни на есть искреннейшее раскаяние в некогда содеянном. За боль души и стремление искупить свою вину. За то, что осознание своего падения никогда не покидало его, и всей своей жизнью, всем подвижничеством своим он стремился замолить тот грех в душе. Страдание, осознание раскаянья дает нравственное исцеление – вот лейтмотив этого фильма!

Впечатление шестое
Но тут придется опять вернуться к сюжету самого фильма-притчи. По жанру притчи финал - это  некоторое моралитэ. К отцу Анатолию приезжает адмирал, человек с одержимой бесами дочерью, с которой эта беда случилась после гибели любимого мужа. Отец Анатолий исцеляет ее, и тут выясняется, что адмирал и есть тот самый капитан, в которого он стрелял в далеком 1942-м. Тот чудом выжил. Все как бы встало на круги своя, а посему и сам круг замкнулся.
Отец Анатолий умер в день, который предсказал, и его, по его воле, хоронят на том самом острове…

Размышления на тему
В самом начале статьи я сказал о том, что, возможно, это прорывной фильм в нашей кинематографии. Это вовсе не значит, что прежде у нас ничего интересного не было.  Достаточно вспомнить хотя бы наши замечательные ленты «Иван Грозный», «Весна на Заречной улице», «Берегись автомобиля». Специально называю разножанровые  и разновременные картины. Затем пришли обильные и многосерийные подражания зарубежным мелодрамам и боевикам. Надо признать, и в этой кинематографической «жвачке» мы достигли немалых успехов. Но фильм «Остров» в нашем отечественном кинопроизводстве пока уникум. Очень опасаюсь, что на эту тему появится множество «ширпотребных» вариаций.
Я не считаю этот фильм чисто религиозным. Это фильм о нравственности. А если нравственные наши установки совпадают с религиозными, то это означает только то, что в каждом из нас есть частица Бога. Хотелось бы верить, что и у тех молодых зрителей, которые будут смотреть этот фильм (надеюсь, что посмотрят), хотя бы и с точки зрения «паранормальности» его главного героя. Это все-таки лучше, чем смотреть «Дом тысячи мертвецов».
И еще одна мысль не дает мне покоя. Если выйти за жесткие рамки  притчи, то случись не выжил бы тот капитан, получил бы отец Анатолий и прощение, и свои великие чудо-творные возможности?
Это должен решить каждый для себя.
И последнее – очень завидую тем, кто еще не видел этот фильм. Им еще предстоит радость первого знакомства с ним!
АВТОР: Валерий ЧААВА
ОПУБЛИКОВАНО: 2 февраля 2007 года
Другие статьи раздела
ПАМЯТЬ
Еще одно знаменитое место нашей воинской славы – у нас в Подмосковье под Волоколамском, у разъезда Дубосеково. Именно отсюда, в рамках празднования первой нашей победы в Великой Отечественной войне, начался художественно- патриотический рейд, посвященный 65-летию разгрома немецко-фашистских армий на подступах к столице.

СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ
После окончания боевых действий в Чеченской республике остались 42-я дивизия Министерства обороны и 46-я дивизия особого назначения внутренних войск. Губернатором Московской области Борисом Громовым было принято решение об оказании шефской помощи этим двум соединениям. Солнечногорский район не остался в стороне, взяв под свой контроль отдельную авиационную эскадрилью особого назначения.

КУЛЬТУРА
22 ноября в подмосковном пансионате «Левково» прошла церемония награждения победителей областного смотра конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации реализации приоритетных национальных проектов.

 О проекте | Работа | Контакты | Copyright 
 
141500 г.Солнечногорск, ул. Советская, д.2 Тел./факс: (22) 61-12-61, (095) 994-12-61 E-mail: senezh2001@mail.ru © «Солнечногорское информагентство»