НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ
САЙТ ГАЗЕТЫ
СОЛНЕЧНОГОРСКОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
СЕНЕЖ Регистрация фирм и ПБОЮЛ 495 6053422
ОБНОВЛЕНО 31 октября 2008 года
спонсор поиска поиск  
     
НОВОСТИ
Областные
Местные
ГАЗЕТА
Официально
Общество
Спорт
Закон и порядок
Городская орбита
Подмосковье
Культура
Здоровье
Вестник поселений
Светоч
До 16 и старше
Все разделы
Как жить и выжить с новым Жилищным кодексом?
Вступил в действие новый Жилищный кодекс (ЖК РФ). И наши земляки уже ощутили его неоднозначность. Что нужно, чтобы люди не испытывали страха за свое жилье, могли вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги и имели возможность приобретать квартиры или получать их по социальному найму? Отношения между человеком и жилищно-коммунальной системой затрагивают его важнейшее право — право на жилище.
Сегодня ломаются привычные стереотипы в жилищно-коммунальной сфере. Государство во многом передает свои функции в этой области в руки крупного и мелкого бизнеса. А существующие законы еще не столь совершенны, чтобы четко регламентировать отношения двух сторон - потребителя и сферы ЖКХ. Поэтому сейчас их общение чаще напоминает не диалог, а спор. Чтобы избежать конфликтов, обе стороны должны хорошо знать свои обязанности. В таких условиях, как никогда, потребитель нуждается в помощи и поддержке правозащитной системы. К Уполномоченному по правам человека в Московской области Александру Жарову спешат обратиться те, кто по разным причинам оказался ущемленным в правах на жилье. Результатом серьезной работы по изучению обращений жителей Подмосковья стал Специальный доклад Уполномоченного «Соблюдение прав человека на жилище в Московской области при проведении жилищно-коммунальной реформы». Он основан на данных, полученных почти из всех муниципальных образований Подмосковья. Противостояние или диалог? Важным этапом жилищной реформы стало принятие 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса (далее ЖК РФ). С тех пор он не перестает быть источником беспокойства и порождает в обществе волну споров. Лозунгом реформы, как мы помним, объявлена забота о том, чтобы главные действующие лица: система ЖКХ и потребители в итоге чувствовали себя комфортно. Потребители, получая качественные услуги, а коммунальщики - своевременную оплату, но такую, которая не только окупит их затраты, но и принесет прибыль. При этом логичным стало доведение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг до уровня 100%, что означало минимальное участие государства в сфере жилищно-коммунальных отношений. Безусловно, потребитель услуг ЖКХ должен чувствовать ответственность и стараться вовремя платить за жилье. Но порой стечение обстоятельств приводит к тому, что денег на это просто не остается, начинает расти долг. Не секрет, что одним из факторов накопления долгов по ЖКХ является высокая квартплата, несоизмеримая с доходами большинства населения. Теоретически в новом ЖК прописан один из механизмов ее уменьшения: за счет установки в жилых помещениях приборов учета расхода воды, газа и тепла. Наиболее рациональные жильцы уже поспешили обзавестись такими приборами. И результат не замедлил сказаться: их оплата услуг существенно снизилась. Но появилась новая проблема. Коммунальщики нередко отказываются принимать платежи на основе показаний счетчиков, возражая, что это доставляет им неудобства при расчетах: «счетчики - у всех или ни у кого»! Как преодолеть упорное сопротивление коммунальщиков на местах? Пока есть только один выход - подавать в суд. Но почему нужно доказывать в суде то, что уже и так имеет силу закона? Вторая сторона проблемы заключается в том, что тарифы, по закону, можно повышать один раз в год. Но на сколько повышать? Для муниципальных образований установлен верхний предел в 20%. Его, как правило, и придерживаются. Но потребители вправе требовать, чтобы вся информация о новых тарифах и их обосновании была обнародована - в газетах, в местных администрациях и коммунальных службах. Сейчас же нередко наблюдается несоблюдение прав отдельных категорий граждан. Например, в жесткие правовые «ножницы» попали жители закрытых военных городков. На территории Московской области их немало, и, как правило, они располагаются за городской чертой. До недавнего времени большинство таких городков относилось к сельской местности. Реализация административно-территориальной реформы повлекла за собой изменение территориального статуса многих из них, они вошли в состав городских поселений. В связи с этим «сельские» тарифы на коммунальные услуги были заменены на более высокие, городские. Это коснулось всех жителей городков. Но оно не должно было затрагивать учителей, врачей и фармацевтов, работников культурной сферы и другие категории, имевших льготы на оплату услуг ЖКХ. Положенные им льготы сегодня отменены. Это произошло по причине разночтений соответствующего федерального и местных законов. В результате чиновники Министерства обороны, которое осуществляло субсидирование, сочли закономерным оплату государственных дотаций из местных бюджетов. А те - не считают для себя возможным субсидировать федеральных льготников. Теперь учителя, врачи и люди других профессий оплачивают 100% коммунальных услуг и уже год слышат обещания, что «вопрос решается наверху». Эти факты остаются в поле зрения Уполномоченного и проанализированы им в «Специальном докладе», с указанием соответствующих федеральных законов. Мир хижинам, или О правах детей А что делать тем, кто живет в обветшалых и даже аварийных домах и за проживание в трущобах платит «по полной программе»? Четкого ответа пока нет. Ведь обеспечение таких жильцов приемлемой жилплощадью переложено на плечи муниципалитетов. Но их возможности сильно ограничены, поскольку муниципального жилья теперь строят мало. Признай глава администрации аварийный дом таковым - надо срочно переселять людей - если не в постоянное жилье, то во временное. Да только собственный маневренный фонд в большинстве наших муниципальных образований отсутствует. Количество ветхих домов в Подмосковье составляет шесть тысяч строений, где проживает 44 тыс. 754 семьи. И оно, увы, не уменьшается. Наибольшая доля ветхого жилого фонда сосредоточена в Щелковском, Ногинском, Можайском, Ступинском, Клинском, Истринском и Егорьевском муниципальных районах и в городском округе Балашиха. Еще один фактор ущемления прав человека - рассогласованность в принятии законов и соответствующих нормативно-правовых актов. Так произошло в Московской области после вступления в силу закона от 24 января 2006 года «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В результате многие нуждающиеся в улучшении жилищных условий - а потребность в социальном жилье весьма высока - долго не могли сдать документы и встать на очередь на жилье. (К сожалению, это коснулось и детей-сирот, хотя подобные причины их затрагивать не должны). Нормами этого закона, в частности, предусмотрено внеочередное однократное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения или признанным в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилых помещений. К сожалению, в муниципалитетах нередко отказывают детям-сиротам в реализации их законного права и под разными предлогами не принимают документы для постановки на учет нуждающихся в жилплощади. Такие примеры стали известны в Лобне, Ступинском и Ногинском районах, и преодолеть ситуацию правового бессилия здесь помогло вмешательство Уполномоченного по правам человека в Московской области. Надежды питаются поддержкой Вероятность потери жилища, по новому Жилищному кодексу, заметно возросла. Насколько повысились шансы тех, кто желает приобрести жилье в собственность? Его дефицит у нас, увы, еще не преодолен: по данным, полученным Уполномоченным от глав муниципальных образований Московской области, к началу 2006 года на учете нуждающихся состояло более 105 тыс. семей. Проследим все «за» и «против», отмеченные в «Специальном докладе Уполномоченного». Приобрести жилье можно в соответствии с принятой областной целевой Программой «Жилище», рассчитанной на 2002-2010 годы. Вниманию нуждающихся в улучшении жилищных условий предлагается несколько вариантов. Во-первых, это система жилищных сертификатов, разработанная для отдельных социальных категорий, имеющих право на льготное получение жилья. В соответствии с ней, семья имеет право на сертификат, выраженный в определенном денежном эквиваленте. В идеале, его стоимость должна равняться рыночной стоимости предоставляемого жилья. А разницу претенденту на квартиру необходимо оплатить из собственного кармана. Нынешний уровень доходов офицеров, «чернобыльцев» и других льготных категорий пока не позволяет им изыскать такую сумму. Что же делать, например, 4622 семьям военнослужащих, уволенных в запас или отставку и нуждающихся в жилье? Необходимо содействие государства. А ипотека? Для оплаты жилья по ипотеке необходимо внести первоначальный взнос. Но оказалось, что даже при снижении его размера до 10% далеко не все семьи смогут его внести. Подчас он превышает 1 млн. рублей, а ежемесячный платеж - 15-20 тыс. Поэтому из 20 % жителей России, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, с помощью ипотеки решить проблему могут пока лишь 2 %. Уполномоченный убежден, что государству необходимо выработать такой правовой и экономический механизм, при котором приобретение жилья по ипотеке станет доступным широким слоям населения, людям с ограниченным достатком. Одно из важнейших условий повышения доступности жилья - это снижение существующего уровня цен на жилищном рынке. Как известно, именно обоснованное стремление жителей Московской области повлиять на уровень цен вынудило их вступить в долевое участие в строительстве жилых домов. Законом о долевом участии в строительстве жилья было гарантировано предоставление квартир в новостройках при условии их предварительной оплаты на стадии строительства. Важным аргументом для соинвесторов стала обещанная фиксация цены. Люди поверили. Взяли кредиты или продали недвижимость. Заключили договоры с подрядными организациями, где гарантом выступали главы местных администраций. Но в итоге оказались жертвами двойных и даже тройных продаж строящегося жилья. Частные соинвесторы, выполнив свой долг по оплате, оказались абсолютно беззащитны перед объективными экономическими реалиями, а нередко - и перед мошенничеством. По данным Министерства строительного комплекса, в 36 муниципальных образованиях Московской области ведется строительство 278 домов с нарушением прав соинвесторов. Это стало следствием несовершенства закона, который был призван обеспечить жителям Подмосковья гарантии вложенных средств. На имя Уполномоченного поступило много обращений от пострадавших дольщиков. Он внимательно следит за развитием ситуации и выступает с инициативами по ее исправлению перед руководством области. Пристального внимания заслуживает проблема обеспечения жильем молодежи, которая пока не имеет возможности его купить. Как показывает статистика, к началу 2006 года на учете нуждающихся в жилых помещениях состояло 3389 молодых семей. Для решения этого вопроса было принято Постановление Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 - годы». Московская область участвует в реализации этой программы. Но насколько реальна для молодой семьи вероятность быть включенной в нее? Оказывается, здесь есть ряд серьезных ограничений. В частности, в соответствии с условиями, рассчитывать на включение в программу может молодая семья, имеющая доходы или иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья, превышающей 35% и 40%-й размер предоставляемой субсидии. В то же время молодая семья, вставшая на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, стать участником программы вряд ли сможет, так как в соответствии с ЖК РФ она должна быть только из числа малоимущих граждан. А претендовать на покупку жилья могут лишь семьи, имеющие средства, достаточные для оплаты той части расчетной стоимости жилья, которая превышает размер предоставляемой субсидии. Но такие семьи, скорее всего, не будут признаны малоимущими. Это противоречие, заложенное в программе, ставит под сомнение ее жизнеспособность. Проблема расширения строительства и предоставления социального жилья может быть решена только при активном участии государственных институтов и использовании бюджетных средств путем увеличения финансирования его строительства, контроля ценообразования на строительном рынке, увеличения участия государства в финансировании программ ипотечного кредитования и введения системы льгот для инвестиций в жилищное строительство. В Специальном докладе Уполномоченного подчеркивается, что выполнение указанных условий, наряду с государственным содействием и контролем, позволит обеспечить жителям Подмосковья соблюдение их важнейшего права - права на жилище.
АВТОР: Ольга ТАРАСОВА
ОПУБЛИКОВАНО: 29 декабря 2006 года
Другие статьи раздела
ПАМЯТЬ
Еще одно знаменитое место нашей воинской славы – у нас в Подмосковье под Волоколамском, у разъезда Дубосеково. Именно отсюда, в рамках празднования первой нашей победы в Великой Отечественной войне, начался художественно- патриотический рейд, посвященный 65-летию разгрома немецко-фашистских армий на подступах к столице.

СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ
После окончания боевых действий в Чеченской республике остались 42-я дивизия Министерства обороны и 46-я дивизия особого назначения внутренних войск. Губернатором Московской области Борисом Громовым было принято решение об оказании шефской помощи этим двум соединениям. Солнечногорский район не остался в стороне, взяв под свой контроль отдельную авиационную эскадрилью особого назначения.

КУЛЬТУРА
22 ноября в подмосковном пансионате «Левково» прошла церемония награждения победителей областного смотра конкурса на лучшее освещение в средствах массовой информации реализации приоритетных национальных проектов.

 О проекте | Работа | Контакты | Copyright 
 
141500 г.Солнечногорск, ул. Советская, д.2 Тел./факс: (22) 61-12-61, (095) 994-12-61 E-mail: senezh2001@mail.ru © «Солнечногорское информагентство»